nik_rasov

Category:

Ремарк со своей "Триумфальной аркой"

Однажды, незадолго до второй мировой войны, в Париже на мосту, названном в честь маленькой крымской речушки подле которой французские войска когда-то одержали победу над русской армией, случайно встретились два человека со смешными именами: его звали Равик, а её Жоан Маду.
Так начинается роман Ремарка «Триумфальная арка»

Раньше я этой книги не читал. Насколько я помню, я прочёл у Ремарка «Три товарища», «Ночь в Лиссабоне», «Чёрный обелиск», «Время и жить и время умирать» и ещё «На Западном фронте без перемен», который стоит в его творчестве немного особняком.

А с Ремарком у меня отношения несколько неопределённые. Я, выражаясь фигурально, никак не решу куда отнести его книги — к року или к попсе.

Как группу «Кино».

И не знаю можно ли причислить его к высшей лиге, где по моему мнению играют Хемингуэй, Стейнбек, Толстой, Фолкнер, Маркес и другие, или поставить его ступенькой пониже.

И ещё меня отпугивают разные там его замечания в текстах, которые так и хочется оформить красивой виньеткой и выставить в ленте в социальной сети.

Вот такое, например, подходящее случаю:

Я насторожено отношусь к красивым афоризмам, хотя когда-то читал книжку Ларошфуко. Мне сдаётся, что такие замечательные, сбалансированные высказывания часто поверхностны и на первом месте там «красное словцо».

Отшлифованные временем народные пословицы нравятся мне куда больше.

В конце концов имеется ещё Губерман со своими «гариками».

И ещё при чтении романов Ремарка, у меня возникает ощущение, что я всё время читаю одну и ту же книгу с небольшими изменениями. Что вот-вот появится женщина, которая в финале умрёт, а где-то на страницах затаился русский белоэмигрант, который будет давать главному герою разные умные советы.

«Триумфальная арка» в этом отношении не обманула моих ожиданий.


Ремарк рисует нам Париж накануне второй мировой войны. 

Равик сбежал во Францию из германского концлагеря. В гестапо его здорово били, а его женщину то ли убили, то ли она сама была вынуждена покончить с собой.

Равик первоклассный хирург, но Франция не признаёт иностранных дипломов и он вынужден работать нелегально, проводя операции вместо других, не таких хороших, но официальных, врачей.

И практически все французы показаны в книге жутко меркантильными типами, готовыми за лишний франк продать родную мамашу. К тому же все они ведут себя довольно беспечно, уповая на линию Мажино и не веря в то, что война вот-вот начнётся.

Очень много эмигрантов из разных стран собралось в то время в Париже. И почти все там живут нелегально и прячутся от полиции. Вот они-то очень хорошо чуют, что Европа скоро станет мала и что пора бы перебираться куда подальше за океан, да только не у многих есть такая возможность.

И ощущение надвигающейся беды, и неустроенность всех этих бедолаг, показаны Ремарком довольно хорошо, так что проникаешься атмосферой и начинаешь сопереживать людям.

А ещё в «Триумфальной арке» очень много пьют разных напитков, но чаще всего упоминается кальвадос. Я этот кальвадос никогда не пил, и Ремарк начисто отбил у меня всякую охоту его пробовать.

Отношения между героями в этот раз вышли рваными. Равик всё время норовит бросить эту самую Жоан Маду, но у него не очень выходит потому, что он всё-таки в неё влюблён. А девушка вполне не против иметь спонсоров-мужчин, которые будут обеспечивать её быт и помогать в карьере, а Равика держать, что называется, «для души».

Естественно, что Равику, как взрослому, повидавшему виды, мужчине такое не подходит.

Ну не такой уж это уникальный случай, мне кажется.

А решает Ремарк эту любовную проблему с, присущей ему, радикальностью, выводя на сцену свою давнюю подружку — старуху с косой.

Словом, роман хороший и я не знаю с чего бы это я начал придираться к автору, ведь в книге есть всё, что нужно — и любовь, и война, и богатство, и бедность.

И даже утолённая жажда мести по отношению к одному негодяю.

Есть даже предупреждение для человечества на тему: не будем равнодушными, станем на страже и так далее, и тому подобное...

И я не жалею, что потратил на него своё время, и, скорее всего, вернусь к творчеству Ремарка, чтобы прочесть и другие его книги.

И в конце концов разве важен вопрос о том, к какой категории мне относить этого писателя, если мне нравится его читать?

Я подумал-подумал и решил, что не важен.

Всё.


«Равик сидел один перед розовым домиком и ел. Над лугами клубился туман. Квакали лягушки. Было очень тихо. Только где-то в верхнем этаже говорило радио. Голос диктора – успокаивающий, уверенный и никчёмный. Все слушали его, но никто ему не верил.

Равик расплатился.

– Париж затемнён, – сказала хозяйка. – Только что передавали.

– В самом деле?

– Да. Опасаются воздушных налётов. Обычная предосторожность. По радио говорят, что всё делается только из предосторожности. Войны, говорят, не будет. Идут, мол, переговоры. А вы как считаете?

– Я не думаю, чтобы дело дошло до войны. – Равик не знал, что ещё ответить.

– Дай-то Бог. А что толку? Немцы захватят Польшу. Потом потребуют Эльзас-Лотарингию. Потом колонии. Потом ещё что-нибудь. И так без конца, пока мы не сдадимся или не начнём воевать. Уж лучше сразу.

Хозяйка медленно пошла к дому. По шоссе спускалась новая колонна».

Эрих Мария Ремарк    «Триумфальная арка»

promo nik_rasov january 19, 2020 14:17 42
Buy for 10 tokens
Когда мне было три года, я схватил партбилет деда, засунул его в рот и принялся жевать. — Что там у тебя? — крикнула мама. — Перестань тащить в рот всякую гадость! Дед забрал свой партбилет, обтёр его о штаны и спрятал за дверцу буфета. — Дочка, — сказал он маме. — Мне приятно, что ты умеешь…

Error

default userpic
When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.