nik_rasov Golden Entry

Categories:

Кораблекрушения. Английский фрегат "Аполлон" 1804 год

26 марта 1804 года из Коркской гавани, что в Ирландии, вышел английский фрегат «Аполлон», имея под своим началом фрегат «Карисфорд» и 69 купеческих судов.

Конвой держал путь в Вест-Индию.

Через несколько дней пути поднялся крепкий ветер. Несколько парусов на фрегате изорвало в клочья. Команда, при сильном волнении моря, работала на мачтах.

В 3 часа ночи 2-го апреля корабль неожиданно сел на мель.

Подводная часть фрегата повредилась и открылась сильная течь. Заработали помпы. Огромными волнами фрегат перебросило через мель, но управлять им можно было уже только посредством парусов — руль оторвало. Экипаж не понимал толком где находится их судно. Волны захлёстывали палубу, выл ветер, а вокруг была темнота.

Помпы не справлялись. «Аполлон» непременно бы потонул, если бы снова не сел на мель.

Команда обрубила талрепа, что держали натяжку мачт, и мачты с грохотом повалились за борт. Море бушевало уже внутри корабля и бросалось в людей всеми предметами, которые только могло там отыскать.

«Аполлон» завалился на правый борт. Люди поднялись наверх и держались за всё, за что можно было держаться и ждали неминуемой смерти.

Рассвет пришёл около половины пятого.

В свете солнца, терпящие бедствие люди, различили песчаный берег. Он находился метрах в четырёхстах от корабля и оканчивался мысом, опознанным как мыс Мондего на побережье Португалии. Виднелось свыше 20-ти судов конвоя, также севших на мель. Иные были все изломаны, иные — скрывались под водой.

Примерный путь "Аполлона" к месту своей гибели
Примерный путь "Аполлона" к месту своей гибели

Опасаясь, что корабль переломится, капитан Диксон отдал приказ всей команде перебраться на бак. Из двухсот сорока человек, двадцать к этому моменту уже погибли внутри корпуса судна. Боцман попытался спустить ялик, но только сломал себе ногу. Все гребные суда, бывшие на фрегате, давно были изломаны и унесены морем.

Вскоре «Аполлон» переломился надвое. Люди смотрели на не такой уж далёкий берег, достигнуть которого они не имели никакой возможности.

Наконец некоторые решились.

Артиллерийский офицер Лотон прыгнул в воду первым, поплыл, но утонул. 

Потом люди принялись пытать счастья добраться до берега вплавь. Многие гибли в волнах прибоя, но человек 30 смогли выбраться на сушу, держась за деревянные обломки рангоута. Но такой способ представлял собою лотерею с мизерными шансами на успех.

Между тем шли уже третьи сутки с момента катастрофы. Ночью на корабле от холода и изнурений умерло несколько человек из числа наиболее молодых и наиболее пожилых.

Лейтенант Гарвей, добравшийся до берега, пытался спустить на воду шлюпку, чтобы оказать помощь гибнущим. Ему помогали местные поселяне и человек сто матросов с купеческих судов, которые потерпели крушение ближе к берегу и им посчастливилось спастись.

Все эти попытки были тщетны.

Капитан Диксон, используя рангоутное дерево как плот, спустился за борт с несколькими товарищами. Оставшимся он сказал:

— Друзья, я спасу вас всех!

Обещания он не сдержал: и капитан и его сотоварищи погибли — их унесло в море.

Полтораста человек, оставшиеся на баке полузатопленного фрегата, потеряли надежду. Палуба стояла вертикально. Верхний борт был придавлен пушками и двумя якорями, сбросить которые было невозможно — повсюду были люди. Снова спустилась ночь. Шторм не стихал и волны били и били в несчастный корабль. Дул сильный, холодный ветер. Есть было нечего, Пить было нечего.

Скученность была такая, что очевидец сравнивал положение команды с узниками Калькуттской «Чёрной дыры» — темницей, в которую битком набили английских пленных и почти все они погибли от тесноты.

Нельзя было толком пошевелиться. Некоторые жевали кожу, кто-то пил морскую воду, а кто-то собственную мочу. Многие жевали свинец. От этого во рту образовывалась слюна, которую можно было глотать.

С рассветом 15 матросов с успехом достигли берега на различных деревянных частях. Лейтенант Гарвей на берегу снова и снова пытался спустить гребное судно. Многие, из помогавших ему, получили ушибы при этих действиях.

И вот наконец одна из попыток увенчалась успехом и голодных, почти умирающих людей удалось снять с гибнущего судна и доставить на берег.

Местные наперебой принялись угощать спасённых едой и водкой, но ослабевшим людям, проведшим без питья и пищи четверо суток, угощение пошло во вред. Некоторые умерли уже находясь на твёрдой земле.

Из экипажа погиб 61 человек. Много погибших было и на судах конвоя и море ещё долго возвращало на берег их тела.

Так погиб фрегат «Аполлон» — один из лучших кораблей Британского флота того времени.


«Аполлон» угодил на мель из-за ошибки в счислении курса. Вину в случившемся возложили на капитана. В английском флоте за курс судна полную ответственность нёс штурман. Капитан принимал её на себя лишь тогда, когда лично отдавал приказ изменить курс. Но капитан Диксон такового не отдавал и, следовательно, вина должна была быть возложена на штурмана.

Но штурман остался жив, а капитан погиб и решено было списать всё на умершего.

В Российском флоте так бы не вышло — там ответственность была разделена между штурманом и капитаном поровну. 

promo nik_rasov january 19, 2020 14:17 42
Buy for 10 tokens
Когда мне было три года, я схватил партбилет деда, засунул его в рот и принялся жевать. — Что там у тебя? — крикнула мама. — Перестань тащить в рот всякую гадость! Дед забрал свой партбилет, обтёр его о штаны и спрятал за дверцу буфета. — Дочка, — сказал он маме. — Мне приятно, что ты умеешь…

Error

default userpic
When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.