nik_rasov

Category:

Догнать Кролика. О тетралогии Джона Апдайка

Это Джон Апдайк
Это Джон Апдайк
Как-то мы сидели в бане. Вольф и я. Беседовали о литературе.
Я всё хвалил американскую прозу. В частности
Апдайка. Вольф долго слушал. Затем встал. Протянул мне таз с водой. Повернулся задницей и говорит:
Обдай-ка!

Сергей Довлатов «Соло на Ундервуде»


Апдайка я изловил когда-то давно в пыльном абонентском зале центральной библиотеки имени Льва Толстого. Не самого писателя, конечно, а его книгу — потрёпанный томик, изданный в 60-е годы, и с коротким названием «Кентавр».

Там про учителя и его сына, и учитель в книге представлен кентавром Хироном.

Потом где у нас Апдайк засветился?

А вот здесь:  

"Иствикские ведьмы" США 1987 год
"Иствикские ведьмы" США 1987 год

Джек Николсон в роли дьявола и три ведьмочки: Шер, Сьюзан Сарандон и Мишель Пфайфер.

Ничего так подборочка!

А фильм — экранизация Апдайка. Правда, книгу я не читал и сказать насколько точно она перенесена на экран, не могу. А фильм-то хорош!

И ещё Норман Мейлер в своей повести «Крутые парни не танцуют» сказал, что Апдайк лучше всех в литературе описал женский половой орган.

Может и так — Апдайк такой чувак.


«Кролик» — это целых четыре романа. Тетралогия.

«Кролик, беги»

«Кролик вернулся»

«Кролик разбогател»

«Кролик успокоился».

Причём за два последних Апдайк отхватил по Пулитцеровской премии.

Пулитцер дважды за одного и того же Кролика - это круто!
Пулитцер дважды за одного и того же Кролика - это круто!

Кролик — это обычный американский мужик. Поначалу ему 26 лет и у него уже всё в прошлом. То есть когда-то он являлся школьной баскетбольной звездой, но теперь вот у него беременная жена, сын и непрестижная работа.

И он от всего этого сбегает.  

Но потом, как это видно из названий, возвращается, богатеет и наконец успокаивается.

В первой книге он бежит и бежит подальше от семьи, родственников и забот. Хотя не бежит, а просто едет на автомобиле куда глаза глядят. Потом возвращается, чтобы опять сбежать. И как всегда в таких делах оказывается замешана женщина. То есть Кролик находит себе любовницу, но приходится бежать и от неё.

Во второй книге Кролик никак не успокаивается, хотя начинает полнеть и ходить на работу. Тут уж любовника себе находит его супруга, а их сынок растёт как трава и никому не нужен — ни маме, ни папе. А Кролик пускается во все тяжкие — находит себе молоденькую девушку и приятеля-негра, который плотненько так сидит на героине и другим желает того же.

В третьей книге Кролик богатеет не ударив пальцем о палец для этого. Всё благодаря тестю, который взял и помер и оставил после себя магазинчик по продаже автомобилей. И вот Кролик уже бизнесмен и играет с друзьями в гольф. И заводит интрижки. Только подросший сын со своими вывертами портит ему жизнь.

В четвёртой книге Кролик стареет и сдаёт и бежать-то уже особо некуда. Но он умудряется всё же кое-что учудить и наконец убегает окончательно. А финал книги очень и очень удался автору.

Книги Апдайка, возможно лучшее, что мне попадалось об обычном, сереньком человеке. И ещё Апдайк знает о множестве вещей — о торговле автомобилями, о вкладах в ценные металлы, о наркотиках, о типографском деле...

Действие романов это 50-е — 80-е годы. Пенсильвания и Флорида — вот две основных декорации. И на фоне Вьетнам, террористы, «Союз-Аполлон» и цены на нефть.

Целый кусок двадцатого века, выложенный перед нами на тарелочке.

Конечно, такой герой как Кролик может ужасно раздражать читателя и бесить. Ведь он трус, эгоист и ему пофиг на окружающих и даже самых близких людей.

Но такой уж он есть. Он ведь не уникален, а?

Кролик наблюдатель — смотрит на мир, но сам ему почти ничего не даёт.

И описать такую обычную жизнь, чтобы про неё было интересно читать — это надо иметь талант, доложу я вам.

Язык, кстати, у Апдайка просто замечательный, как по мне.

Да, романы кое-где запрещали. Ведь Апдайк, если ему надо описать постельную сцену, не жмётся стыдливо под дверями спальни, а входит в неё, располагается в кресле и старательно записывает всё, что там происходит.

Но мне-то что до этого? Пускай будет.

Кролики такие животные, над которыми учёные любят ставить опыты, а потом наблюдать за ними.

Вот и Джон Апдайк завёл себе такого подопытного Кролика и дневник наблюдений за ним получился очень объёмным. Если хочется долгой истории с одними и теми же героями, то тетралогия как раз подойдёт.

И ещё: у книжек с продолжениями часто случается такая беда, что последующие написаны хуже, чем предыдущие. У Апдайка такого не случилось.

Но я честно предупредил — не Форсайт это.

Не Дюма.

Так-то.

 

«Ещё прежде, чем в ушах загудел ветер, руки сами собой взлетают вверх, каблуки вначале тяжело грохочут по мостовой, потом, без всяких усилий с его стороны, в нём нарастает какой-то сладкий ужас, шаг становится всё легче, быстрей и спокойней, и он бежит. Бежит. Бежит».

Джон Апдайк «Кролик, беги»

promo nik_rasov january 19, 2020 14:17 42
Buy for 10 tokens
Когда мне было три года, я схватил партбилет деда, засунул его в рот и принялся жевать. — Что там у тебя? — крикнула мама. — Перестань тащить в рот всякую гадость! Дед забрал свой партбилет, обтёр его о штаны и спрятал за дверцу буфета. — Дочка, — сказал он маме. — Мне приятно, что ты умеешь…

Error

default userpic
When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.