nik_rasov

Category:

Писательские проблемы двухсотлетней давности

Ну какие у писателей того времени могли быть проблемы?

Смешно даже!

Прислал приказчик денежку из имения и сиди себе, кропай гусиным пером историю трагической любви Лизоньки и офицерика. А нет вдохновения — смотался в Карлсбад, попил минералки, побродил по тем же аллейкам, что и Гёте, помял в руках «Вертера» и — пожалуйста! — можно и дальше творить.

Бумага кончилась, поставил точку и тиснул своё детище в какие-нибудь «Отечественные записки».

Делов-то!

Ан нет, оказывается. И в связи с этим в 1826 году даже была выпущена специальная брошюрка. 

С позволения цензуры, конечно.

Написал её вот этот человек, похожий на крёстного Дроссельмейера из гофмановского «Щелкунчика»:

Пётр Иванович Кёппен
Пётр Иванович Кёппен

Вообще, Пётр Иванович много чего понаписал. Он был человеком учёным и создавал труды о самых разных вещах. О древностях Тавриды, об этнографии России, о мельницах в Ельце...

Словом, человек был разносторонний.

В конце жизни он обосновался у нас в Крыму, где приобрёл имение Карабах. Там он скончался и похоронен. От имения до сих пор, говорят, кое-что осталось, а одна из улиц посёлка носит имя Кёппена.

Семейное кладбище Кёппенов у моря в кипарисовой роще
Семейное кладбище Кёппенов у моря в кипарисовой роще

Но вернёмся к брошюрке.

В ней Пётр Иванович с ходу ставит два вопроса:

1. Может ли кто-нибудь в России обеспечить свои доходы только одним литературным трудом?

2. Может ли автор или его наследники, а так же переводчик либо издатель запретить перепечатку своей книги?

То есть, что мы видим? Всё те же вопросы, которые волнуют авторов спустя две сотни лет. Можно ли прожить писательством и как бороться с литературным пиратством.

Так-так-так...

На первый вопрос мы получаем ответ несколько уклончивый, но в целом логичный:

«Платёж, производимый сочинителям книгопродавцами, соответствует авторской славе их и видам торговца».

Ну что ж, выражаясь современным языком это значит, что издатель готов вкладывать деньги в уже раскрученного автора и в книги тех жанров, что пользуются наибольшим спросом у потребителя.

Так, указывает Кёппен, за девять частей «Истории Государства Российского» автору было выплачено 80 000 рублей, а за «Бахчисарайский фонтан» — до 3000.

3 000 рублей за «Фонтан» — это по 5 рублей 13 копеек за строчку.

Я подсчитал!

Далее Пётр Иванович признаёт, что зачастую вознаграждение авторам и переводчикам оставляет желать лучшего и авторы, не найдя сил и возможностей создать полноценный труд, из разряда писателей переходят в разряд журналистов.

По-нашему, вместо книги пишут постики в интернете.

Блогерничуют потихоньку.

Тем же кто предлагает не смешивать высокое литературное искусство с темой презренного металла, Кёппен справедливо предлагает отказаться от привычных доходов на годик-другой и попробовать прожить собственными трудами.

В части литературного пиратства Пётр Иванович полностью на стороне владельцев авторских прав. Он приводит в тексте соответствующие параграфы уставов и постановлений и призывает полицию и суд быть начеку и не давать всяческим злодеям обижать авторов и подворовывать у них.


Так и что же мы, граждане-товарищи, видим?

А то, что у писателей были и есть всё те же проблемы, что и двести лет назад.

И хоть я сам не прочь бываю иной раз поныть, но тем, кто сетует, мол, времена нынче не те, замечу — а они всегда не те.

Всегда.

   

promo nik_rasov january 19, 2020 14:17 42
Buy for 10 tokens
Когда мне было три года, я схватил партбилет деда, засунул его в рот и принялся жевать. — Что там у тебя? — крикнула мама. — Перестань тащить в рот всякую гадость! Дед забрал свой партбилет, обтёр его о штаны и спрятал за дверцу буфета. — Дочка, — сказал он маме. — Мне приятно, что ты умеешь…

Error

default userpic
When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.