nik_rasov

Categories:

Просто запомнились. 10 памятных сцен из кинофильмов

Просто выписал 10 сцен из разных фильмов, которые почему-то осели в памяти и имеют свойство время от времени всплывать на поверхность.

Некоторые из них несут в себе какой-то сюжет, некоторые просто как мгновенная фотография. Скорее всего за каждой из них стоят долгие раздумья режиссёров.

А может и нет.

1. «Проверка на дорогах»

"Проверка на дорогах" Алексей Герман 1971 год
"Проверка на дорогах" Алексей Герман 1971 год

Финальные кадры фильма.

Вот так, всем миром, и дотолкали мы, то и дело глохнущий грузовик, до берлинских мостовых. И Ролан Быков, простой мужик и командир партизанского отряда, кричит: «Давай-давай, навались, сыночки!»

А сам фильм — о том, надо ли доверять человеку и давать ему второй шанс в жизни?

Вопрос, на который многие отвечают отрицательно не только в дни войны, но и в мирное, можно сказать благополучное, время.


2. «Мой друг Иван Лапшин»

"Мой друг Иван Лапшин" Алексей Герман 1984 год
"Мой друг Иван Лапшин" Алексей Герман 1984 год

Опять Герман и на этот раз будни провинциального уголовного розыска в тридцатые годы.

Андрей Миронов, поменявший на время свой комедийный образ на драматический. Миронов пытается покончить с собой в обшарпанной ванной комнате коммуналки, стащив пистолет у того самого друга — Ивана Лапшина. Он то приставляет ствол к сердцу, то к виску, то к уху. Засовывает его в рот, но тем самым вызывает у себя лишь рвотный рефлекс. И в конце-концов просто случайно жмёт на спуск и пуля летит мимо.

Не больше минуты экранного времени, но сцена эта мне очень хорошо запомнилась.

И чтобы поставить точку добавлю, что у Германа я позже через силу посмотрел «Хрусталёв, машину!», а при просмотре «Трудно быть богом» я сломался уже минут через пятнадцать.

И выключил телевизор.

Пусть уж эстеты без меня как-нибудь справляются и сами судят об этих двух фильмах.


3. «Хладнокровный Люк»

"Хладнокровный Люк" Стюарт Розенберг 1967 год
"Хладнокровный Люк" Стюарт Розенберг 1967 год

Ну что тут скажешь — сцена с мойкой машины женщиной довольно популярна и время от времени появляется в других фильмах. Не знаю, может с «Хладнокровного Люка» она и пошла — кино снято аж в 67-м.

В фильме речь идёт о тюрьме. Заключённые строят дороги. И вот жара, и сотня, раздетых до пояса мужиков, копает и планирует землю. Труд тяжёлый. Я больше ни в одном фильме не видел, чтобы так много потели!

А у дороги стоит хуторок. Во дворе старый драндулет и этой блондиночке прям-таки приспичило навести на него блеск! Она поливает его водой, мылит, отжимает мокрую губку себе на платье, трёт машину и сама трётся об неё своими... своими... выпуклостями и покатостями.

А мужики наблюдают.

Одни люди, занятые работой, смотрят на то, как свою работу делает другой. Говорят, на такие вещи можно смотреть вечно!

А вообще кино о том, как ломают человека и как он не сдаётся, и не ломается, даже когда кажется, что он уже совсем готов. Словом, как говорил Папа: «Человека можно уничтожить, но его нельзя победить»

Так и вышло.

А главную роль исполнил Пол Ньюман.

  

4. «Крёстный отец»

"Крёстный отец" Фрэнсис Форд Коппола 1972 год
"Крёстный отец" Фрэнсис Форд Коппола 1972 год

Альфредо Пачино становится крёстным папой. Он крестит своего племянника и отвечает на вопросы священника: «Да, я верую в бога-отца, верую в Иисуса, верую в святого духа. Сатана? Да, конечно, святой отец, я отрекаюсь от сатаны!»

А в это же самое время по всему городу убивают его врагов. Мочат почём зря. Ведь сегодня прекрасный день для жатвы, и Майкл Корлеоне передаёт привет всем своим недоброжелателям!

Фильм вообще состоит из череды, сменяющих друг друга, прекрасных сцен.

И вторая часть отличная. Третья, правда, похуже, да ещё этот Энди Гарсиа в роли нового дона, который напоминает мне прощелыгу, затесавшегося в приличное общество! 

Но финал хорош. Ради него, наверное, и снималось.


5. «Семь самураев»

"Семь самураев" Акира Куросава 1954 год
"Семь самураев" Акира Куросава 1954 год

Семь самураев врагов рубили вместе, зарубил один себя и осталось шесть их...

Ну, примерно так. Куросава — мастер самурайского кино и даже с чёрно-белой плёнкой умудрялся снимать прекрасные кадры. Из всей, более чем двухчасовой картины, мне больше всего запомнился эпизод, в котором молодой самурай срывает цветущую веточку и отправляется гулять по лесу.

И такое обилие цветов вокруг, такая красота!

Самурай встречает девушку с букетом, которая (от греха подальше!), выдаёт себя за мальчика. Надо ли говорить, что обман вскоре раскрывается?

И ещё — самураев на самом-то деле шесть. 

Один из них самозванец!

 

6. «Иваново детство»

"Иваново детство" Андрей Тарковский 1962 год
"Иваново детство" Андрей Тарковский 1962 год

Не только японцы умеют в чёрно-белый цвет. Наши тоже.

Вот и «Иваново детство» по Богомолову — никогда не видел такой бесподобной берёзовой рощи. Впрочем, я вообще особо берёзовых рощ не видел — с ними у нас в Крыму напряжёнка.

Отличная картинка в сцене охмурения фельдшера Маши капитаном Холиным.


7. «Бен-Гур»

"Бен-Гур" Уильям Уайлер 1959 год
"Бен-Гур" Уильям Уайлер 1959 год

Фильмы такого рода кинематографисты величают загадочным термином «пеплум». Красиво звучит!

Но и фильм тогда должен соответствовать, что «Бен-Гур», без сомнения, и делает. 

И — па-па-па-пам! — представляем вашему вниманию блистательнейшую, красивейшую и опаснейшую сцену гонок на колесницах!

Без грамма компьютерной графики!

Только у нас!

А несколько лет назад я совершил ошибку и попёрся в кинотеатр. Там мне выдали специальные очки и ударили по барабанным перепонкам супер-пупер-мега-долби звуком! И показали кино под названием «Бен-Гур», снятое нашим земляком, который подвизается в Голливуде. И несмотря на все эти слуховые и зрительные эффекты, новый фильм проиграл в моих глазах своему предшественнику вчистую.

На фоне этих новомодных штучек даже история Спасителя нашего, Иисуса Христа, как-то теряется...


8. «Космическая одиссея 2001 года»

«Космическая одиссея 2001 года» Стэнли Кубрик 1968 год
«Космическая одиссея 2001 года» Стэнли Кубрик 1968 год

Я ценю в людях некоторые качества, и одно из них — профессионализм.

Тут Кубрик удовлетворяет моим требованиям. Два его фильма — «Одиссея» и «Сияние» я готов время от времени пересматривать из-за их красоты, красок и мастерски поставленных сцен.

Наиболее понравилась мне та, в которой оставшийся в живых космонавт идет отключать корабельный компьютер. Искусственный интеллект, поддавшись своей извращённой машинной логике, решает, что уничтожить весь экипаж космического корабля — самое правильное решение.

Но до одного он всё-таки добраться не сумел.

И вот этот выживший крадётся по корабельным переходам с целеустремлённостью человека, определившегося в своих действиях окончательно и бесповоротно. Железяка HAL 9000 чует недоброе и вначале предлагает переговоры, компромиссы, затем просит прощения, осознаёт свой промах и наконец начинает умолять.

«Я боюсь, — говорит компьютер. — Мой разум гибнет». 

Но мститель неумолим и не отвечает. Теперь он сам действует словно автомат, а в голосе машины нам, напротив, слышится нечто человеческое. Космонавт отключает блоки один за другим и компьютер потихоньку впадает в слабоумие и затягивает старую песенку:

Дэйзи, Дэйзи,
Дайте мне ваш ответ, сделайте!
Я наполовину сумасшедший,
И все из-за любви к тебе!

Но нам его не жалко ни чуточки — пусть умирает!


9. «Чапаев»

"Чапаев" Братья Васильевы 1934 год
"Чапаев" Братья Васильевы 1934 год

Это, ясное дело, ещё из детства!

Стройные «коробки» офицерского полка под чёрным знаменем с Адамовой головой идут в непонятную, самоубийственную атаку. Барабаны. Ощетиненные штыки. Сигары, крепко зажатые зубами...

Как сказали герои фильма:

― Красиво идут!
― Интеллигенция!

Но вот в дело вступает пулемёт и белые не выдерживают. Кажется — отбились. Но вслед за этим идёт казачья лава, и вновь думается, что всё потеряно — нужно бросать позицию и бежать куда глядят глаза.

И в этот момент на пригорок выезжает на коне Чапай!

И развевается за спиной чёрная бурка, и мчат кони, сверкают шашки и нет, нет никаких сомнений, что если что — выручат, помогут, придут на помощь!

Какой восторг! 

Отменённая конница пляшет вдали, 

Опалённые кони в песню ушли.

От слепящего света, стало в мире темно

Дети видели это

Только в кино...

"Чапаев" Братья Васильевы 1934 год
"Чапаев" Братья Васильевы 1934 год


10. «Однажды в Америке»

"Однажды в Америке" Серджио Леоне 1984 год
"Однажды в Америке" Серджио Леоне 1984 год

Такая сентиментальная сага о еврейских бандитах из славного города Нью-Йорка снятая итальянцем. Совершенно непонятно, как она стала моим любимым фильмом. Дело тут вернее всего не в самом сюжете, а в том, как его подал режиссёр.

Я читал первоисточник и должен заявить — это тот случай, когда кино лучше книги.

Хотя без повести не было бы и фильма.

А запомнившаяся сцена — вот она: Де Ниро (Лапша) перед финальными титрами заходит в опиумокурильню, высасывает трубочку и откидывается на спину с блаженной улыбкой.

И сразу всё становится несколько непонятно — а происходил ли ряд событий, показанных в фильме, в действительности или это просто его видения. Дурман...

Ну, как у Булгакова: «Казни не было! Не было! Вот в чем прелесть этого путешествия вверх по лестнице луны».


И вот, что получается. Не все перечисленные фильмы относятся к числу моих любимых, а я просто взял, запомнившиеся из них сцены.

И из этого десятка 4 русских (или, если угодно, советских) фильма, 5 американских и один японский.

И я вынужден извиниться перед французами и итальянцами за то, что они не попали в список.

Самый старый фильм выпущен в 34-м году, а самый новый — в 84-м.

И что из этого следует?

То, что фильмы стали похуже или то, что мне, субъективно, меньше нравиться более позднее кино?

Не знаю.

Впрочем, оба эти утверждения не взаимоисключающие.

Отнюдь!   

promo nik_rasov january 19, 2020 14:17 42
Buy for 10 tokens
Когда мне было три года, я схватил партбилет деда, засунул его в рот и принялся жевать. — Что там у тебя? — крикнула мама. — Перестань тащить в рот всякую гадость! Дед забрал свой партбилет, обтёр его о штаны и спрятал за дверцу буфета. — Дочка, — сказал он маме. — Мне приятно, что ты умеешь…

Error

default userpic
When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.